понедельник, 4 января 2016 г.

Анна Гавальда "35 кило надежды"

Об этой писательнице я узнала в нашем сообществе "Читать не вредно...", поэтому, когда в руки попала ее книга, взяла не раздумывая. Тем более, что формат подразумевал быстрое прочтение. Буквально часа полтора, и я отложила ее в сторону.
Но вот думаю о ней до сих пор, хотя уже прошло недели три после прочтения. Наверное, в этом и заключается секрет хорошей книги - когда ты мысленно продолжаешь ее прочитывать, говорить с автором, спорить или соглашаться, удивляться подмеченным деталям, находить новые.

"35 кило надежды" - это история мальчика Грегуара, которые ненавидит школу. Ненавидит всеми фибрами своей души, ненавидит с первого... ну ладно, со второго дня. В глазах учителей он "туповат" и необучаем. Все, что он слышит, влетает у него в одно ухо и вылетает из другого. Знания не хотят задерживаться в его голове, как он не старается, а потом и стараться перестает. Слишком много надо прилагать усилий, слишком много мучений. Ребенка переводят из одной школы в другую, пока не случается так, что все подходящие школы уже опробованы, он не раз оставался на второй года, а ему - всего лишь 13 лет. Родители ссорятся постоянно, ругаются просто без конца, выполнение уроков превращается для
мальчугана в пытку. Какие только мысли не приходят ему в голову в тот момент, когда он сидит за учебниками. Кем он только себя не представляет, только бы избежать непонятной и мучительной зубрежки.
Но есть и светлые моменты в его беспросветной жизни - это любовь деда и его понимание. А почему? Потому что ребенок очень талантлив, талантлив в выполнении чего-либо руками и изобретении не всегда понятных "штучек". Его дед, дед Леон, тоже мастер на все руки, поэтому у внука и деда много общего. Мастерская деда - их убежище, их пещера Али-бабы, их спасение от окружающего мира. Все запахи, которые витают там - железа, клея, дерева - вызывают у главного героя приступы безудержного счастья. И даже школьные проблемы легко забываются там.
Меня восхищал характер Грегуара. Как точно удалось автору передать все перипетии переживаний ребенка, его молчаливый отпор обстоятельствам, его умение приспособиться, его способы создания защитного барьера от насмешек и издевок в школе.
Роман о том, как искать выход из сложной ситуации. Именно об этом.
Не люблю пересказывать сюжеты книг, поэтому и здесь не буду...
Заставила меня задуматься она вот о чем - как часто мы обманываемся, навешивая ярлыки. Особенно мы, учителя...
...
Написала дальше еще больше, но стерла. Все-таки слишком личное.
Так что считаю, что книгу надо прочитать всем взрослым. Без исключения!

9 комментариев:

  1. Читая книгу, всей душой была на стороне подростка. Восхищалась его способностью смеяться над собой на уроках физкультуры. Плакала, читая письмо Грегуара директору школы. Сопереживала с ним о болезни любимого дедушки. Согласна с Вами, читать должны и родители, и учителя, чтобы увидеть себя со стороны, глазами ребенка, научиться видеть в каждом ученике изюминку, не навешивать ярлыков, быть хоть чуть-чуть человечней...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Разделяю Ваши чувства, очень достоверно все рассказано, осмысливаешь и обдумываешь потом еще долго... Очень хотеть и стремиться к мечте, как этот мальчик, находить плюсы даже в самых безнадежных ситуациях...

      Удалить
  2. Эльвира Ульфатовна, спасибо за отзыв!
    Книгу не читала, но отложу на свою виртуальную полку. Люблю книги о школе. Но здесь, как я понимаю, о ребёнке в школе. Как школа делает некоторые вещи неправильно. Действительно, ярлыки вешают некоторые до сих пор.
    Спасибо! Прочитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Прочитать и прожить эту книгу надо каждому учителю. И страшно, и восхищает. Восхищает больше. Буду рада, если и Вам понравится!

      Удалить
  3. Вот-вот, Эльвира, здесь не получается «быстрое прочтение». Потом ловишь себя на мысли, что смотришь на пионера, а у него внутри — сплошной Грегуар. Виноватого в себе ищешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Елена! Такое чтение полезно, чтобы корону стряхивать...

      Удалить
    2. И ведь вроде бы формально мы здесь ни при чём: нам такого родители доставили. А сердце болит.

      Удалить
    3. Может, такие книги помогают понять, что стоит за тем или иным поведением, за тем или иным поступком. Не относиться к детям как к бездушным "обучающимся"... Мы не виноваты формально, но мы, к сожалению, пожинаем плоды.

      Удалить
    4. «Обучающиеся». Готова перегрызть глотку создателю термина.

      Эльвира, предполагаю, что в данных условиях придётся нам не жать, а сеять. Спасибо за созвучность.

      Удалить