Бывало ли у вас такое, что вы чувствуете художественный голод? Это когда вроде бы и книги читаются, интересные, умные книги, но вот все не то... У меня в блоге столько черновиков, начатых отзывов на прочитанное, но вот душа не лежит писать. И такое ощущение, что не наелась. Словно на голодном пайке сижу. Но сегодня это чувство меня покинуло. Читаю книгу "Школа и ее окрестности" Ямбурга Евгения Александровича - заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена корреспондента РАО, директора Центра образования № 109 г. Москвы. В книге 5 частей. И вот первая - "Разговорчики в строю" словно разбудила. Просто глоток свежего воздуха!
Начало созвучно моим мыслям в данный момент - "самый опасный симптом профессиональной деформации - жалость к себе". Что-то я себя жалеть стала сильно... Устала... Работаю, а все не то и не так. Большое спасибо, Евгений Александрович, за вовремя подсказанные слова! Пора приступить к "собиранию себя".
Читаешь "Разговорчики в строю"- и словно беседуешь с автором. В этом помогает построение текста - диалог двух людей - автора и его alter ego, имеющих разные убеждения. Словно интервью берешь, ведь вопросы, которые задает Евгений Александрович сам себе, готовы сорваться с твоего языка.
7 "разговорчиков", каждый о своем и в то же время - об общем и важном.
О бесцеремонности и чувстве дистанции между людьми; о том, что любой огурец просаливается в хорошем рассоле, а значит, надо культивировать романтически приподнятое отношение к жизни; о том, что свобода не предполагает равенства; о поиске идентичности; о модных педагогических трендах; о роли государства и религии в жизни не только школы и школьников, а вообще - общества в целом. Вопрос Владимира Набокова "С каких это пор понятие власти стало равно ключевому понятию родины?" раскрывается в книге полно и заставляет посмотреть на все происходящее другими глазами.
Книга для учителей обязательна! Я расчеркала ее полностью, хотя обычно стараюсь не делать пометки в книгах, но тут просто не удержалась. Цитировать можно бесконечно! Кстати, сам Ямбург постоянно ссылается на цитаты известных людей, их труды. Включила в ближайший круг чтения многих из тех, кого встретила в книге - одних перечитать, с другими - познакомиться впервые.
Р. Киплинг
А. де Сент-Экзюпери "Цитадель"
Алан Гуггенбюль "Зловещее очарование насилия"
Теодор Адорно "Исследование тоталитарной личности"
Э. Фром "Бегство от свободы"
Братья Стругацкие "Трудно быть Богом"
В. Франкл "Сказать жизни "Да"
В. М. Шукшин "Нравственность есть правда"
Несколько цитат:
"Воспитание народа не имеет ничего общего с потакание национальному нарциссизму".
"... существует нерасторжимая связь между коллективным мифотворчеством, отсутствием нравственного чутья и несчастьями рядового обывателя..."
"... патриотизм - это чувство гордости и стыда за свое отечество в равных долях".
"Разумеется, педагог обязан учитывать возрастные особенности своих воспитанников. В раннем детстве и подростковом возрасте речь преимущественно должна идти "о подвигах, о доблестях, о славе". Но по мере взросления юношества мы должны быть готовы обсуждать с ним трудные вопросы, не утаивая того, что мучает нас самих. Только тогда появляется надежда вырастить людей, способных взять на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны"
"... главная педагогическая задача сегодня - восстановление разрушенной шкалы ценностей".
"... для нашей страны педагогика важнее экономики".
"При самых идеальных экономических моделях невозможно обеспечить эффективное развитие страны, когда все обманывают всех, воруют и беззастенчиво берут взятки".
"... в основе обращения к религии лежат две веские причины: поиск идентичности и стремление обрести прочную нравственную опору в жизни. По большому счету, две эти задачи не противоречат друг другу. Но у людей, не имеющих достаточной подготовки, на первый план выходит поиск идентичности. Религия позволяет им обрести безопасность среди своих. Она, в первую очередь, превращается для таких людей в средство опознания в примитивной схеме: свой - чужой. На первый план, таким образом, выдвигается известный вопрос: против кого мы дружим? Он-то и становится основой сплочения. Нравственные основания не ищутся, но принимаются без должной рефлексии на веру, в форме незыблемых догм и сложившихся ритуалов".
"Сначала появляются идеи, и лишь затем под них подтягиваются деньги" ( в рамках приобретения оборудования в школу)
Главный дефект современного воспитания - "эмоциональная недоразвитость - душевная черствость - нравственная глухота - духовная слепота".
Мы живем в сложные времена (а когда они были простыми), когда трудно определить свою идентичность, разобраться в хитросплетениях политической жизни страны, ведь она всегда отражается в школе. Ямбург говорит о внутренней свободе человека, дающей возможность воспитывать успешно не как о самоцели, а как о необходимом условии сопротивления наступающему хаосу.
Начало созвучно моим мыслям в данный момент - "самый опасный симптом профессиональной деформации - жалость к себе". Что-то я себя жалеть стала сильно... Устала... Работаю, а все не то и не так. Большое спасибо, Евгений Александрович, за вовремя подсказанные слова! Пора приступить к "собиранию себя".
Читаешь "Разговорчики в строю"- и словно беседуешь с автором. В этом помогает построение текста - диалог двух людей - автора и его alter ego, имеющих разные убеждения. Словно интервью берешь, ведь вопросы, которые задает Евгений Александрович сам себе, готовы сорваться с твоего языка.
7 "разговорчиков", каждый о своем и в то же время - об общем и важном.
О бесцеремонности и чувстве дистанции между людьми; о том, что любой огурец просаливается в хорошем рассоле, а значит, надо культивировать романтически приподнятое отношение к жизни; о том, что свобода не предполагает равенства; о поиске идентичности; о модных педагогических трендах; о роли государства и религии в жизни не только школы и школьников, а вообще - общества в целом. Вопрос Владимира Набокова "С каких это пор понятие власти стало равно ключевому понятию родины?" раскрывается в книге полно и заставляет посмотреть на все происходящее другими глазами.
Книга для учителей обязательна! Я расчеркала ее полностью, хотя обычно стараюсь не делать пометки в книгах, но тут просто не удержалась. Цитировать можно бесконечно! Кстати, сам Ямбург постоянно ссылается на цитаты известных людей, их труды. Включила в ближайший круг чтения многих из тех, кого встретила в книге - одних перечитать, с другими - познакомиться впервые.
Р. Киплинг
А. де Сент-Экзюпери "Цитадель"
Алан Гуггенбюль "Зловещее очарование насилия"
Теодор Адорно "Исследование тоталитарной личности"
Э. Фром "Бегство от свободы"
Братья Стругацкие "Трудно быть Богом"
В. Франкл "Сказать жизни "Да"
В. М. Шукшин "Нравственность есть правда"
Несколько цитат:
"Воспитание народа не имеет ничего общего с потакание национальному нарциссизму".
"... существует нерасторжимая связь между коллективным мифотворчеством, отсутствием нравственного чутья и несчастьями рядового обывателя..."
"... патриотизм - это чувство гордости и стыда за свое отечество в равных долях".
"Разумеется, педагог обязан учитывать возрастные особенности своих воспитанников. В раннем детстве и подростковом возрасте речь преимущественно должна идти "о подвигах, о доблестях, о славе". Но по мере взросления юношества мы должны быть готовы обсуждать с ним трудные вопросы, не утаивая того, что мучает нас самих. Только тогда появляется надежда вырастить людей, способных взять на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны"
"... главная педагогическая задача сегодня - восстановление разрушенной шкалы ценностей".
"... для нашей страны педагогика важнее экономики".
"При самых идеальных экономических моделях невозможно обеспечить эффективное развитие страны, когда все обманывают всех, воруют и беззастенчиво берут взятки".
"... в основе обращения к религии лежат две веские причины: поиск идентичности и стремление обрести прочную нравственную опору в жизни. По большому счету, две эти задачи не противоречат друг другу. Но у людей, не имеющих достаточной подготовки, на первый план выходит поиск идентичности. Религия позволяет им обрести безопасность среди своих. Она, в первую очередь, превращается для таких людей в средство опознания в примитивной схеме: свой - чужой. На первый план, таким образом, выдвигается известный вопрос: против кого мы дружим? Он-то и становится основой сплочения. Нравственные основания не ищутся, но принимаются без должной рефлексии на веру, в форме незыблемых догм и сложившихся ритуалов".
"Сначала появляются идеи, и лишь затем под них подтягиваются деньги" ( в рамках приобретения оборудования в школу)
Главный дефект современного воспитания - "эмоциональная недоразвитость - душевная черствость - нравственная глухота - духовная слепота".
Мы живем в сложные времена (а когда они были простыми), когда трудно определить свою идентичность, разобраться в хитросплетениях политической жизни страны, ведь она всегда отражается в школе. Ямбург говорит о внутренней свободе человека, дающей возможность воспитывать успешно не как о самоцели, а как о необходимом условии сопротивления наступающему хаосу.
Спасибо, Эльвира... Слов нет... Нужно прочитать. Читала из перечисленного почти все. Созвучно Вашим выписанным цитатам.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Таня! Читаю сейчас вторую часть "Педагогический декамерон-2" и так жалею, что не попала эта книга мне раньше. А ведь сколько раз я слышала о Ямбурге от одного очень значимого для меня человека! Как много в его книгах мыслей, которые мы часто обдумываем наедине с собой... И как здорово, что можно узнать мнение этого удивительного человека, побеседовать с ним, пусть и виртуально.
УдалитьС удовольствием прочитаю книгу! Спасибо, Эльвира Ульфатовна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Буду рада услышать Ваше мнение!
Удалить