четверг, 5 мая 2016 г.

А. Брусникин "Девятный Спас"

Книги Акунина искренне люблю. А Анатолий Брусники - это его очередной псевдоним для проекта "Авторы". Я так понимаю, что роман - первый из трех.
Я уже читала "Беллону", теперь наконец-то нашла время и на следующие два.  Хорошо, что майские праздники, и хорошо, что впервые по сложившимся обстоятельствам мы никуда не поехали, поэтому - от пледа, ароматного чая и захватывающей истории меня ничто не отвлекало.
Если "Беллона" мне понравилась на "троечку", то "Девятный Спас" не обманул. Закрученный сюжет, как это и бывает у Акунина, держал в напряжении до последней минуты. В отличие от мужа, который почему-то ждал от этой книги каких-то интересных исторических сведений и поэтому испытал разочарование, назвав книгу "сказочкой", я настроилась просто на хорошую историю, поэтому получила истинное удовольствие.
Сюжет действительно сказочный. 
Есть три богатыря - Алексей - попович сын, Дмитрий Никитин - боярин средней руки и Илья - крестьянич. Богатыри по характеру полностью повторяют образы былинных богатырей. Алешка-блошка - враль, выдумщик, хитрец, силы малой, зато увертливый и ловкий, большой любитель женского пола. Митьша - несгибаемый, честный, правдивый, сильный, не терпящий похабства. Илейка - невероятно сильный, но неповоротливый, мудрый, обстоятельный, мастер на все руки, а вот ноги у него, согласно жанру, не ходили, сидел он сиднем в своем кресле
самоходном, пока не пришла пора встать и спасать Отечество и любимую. Есть Василиса Прекрасная или Премудрая, называйте, как хотите. Как в сказке, Василиса спасает своих защитников-богатырей, даря им различные предметы, а они спасают ее. Есть злодеи злодейские - Зеркалов и его подручный - страшный карлик Яшка. Есть мудрые наставники... Есть волшебные предметы (икона "Девятный Спас).  Герои, как и полагается в сказке, не показаны в развитии. Они либо хорошие, добрые, честные, либо злые, душегубы и мучители.

Очень была рада, что перед этим прочитала детский "Путеводитель по Москве", потому что ярче могла представить себе ту атмосферу, о которой говорилось в книге - Московский Кремль, Китай-город, Белый город...
Времена Петра I, середина 16 века. "Девятный Спас" - это название иконы, ее еще называют Спас-Ясны-Очи. Эта икона была дарована патриарху Филарету (всегда, когда читаю Акунина, ищу информацию о реальных исторических персонажах) как основателю династии Романовых с предупреждением - "четырежды девятно данное дважды девятно изыдет, а бойтесь трижды восьми да дважды восьми". Как оказалось, так зашифрованы года правления Романовых.
Образ царя Петра I, как это и бывает у Акунина, в корне отличается от официальной
пропаганды - но от этого читать еще интереснее. Вот, например, так:
"Чего-чего, а энергии и жестокости этому монарху было не занимать. Расточительно, кроваво, без оглядки и часто без смысла он раскидал до основания весь терем русской жизни и переложил бревна по-своему, соорудив из них подобие корявого блокгауза или гарнизонной кордегардии. 
Церковные колокола, звонкий и чистый голос старой Руси, были перелиты в пушки. Вековые дубовые леса по-над Доном навсегда исчезли, изведенные на фрегаты и галеры, которым суждено было сгнить на мелководье. Сотни тысяч мужиков были согнаны на казенные работы или поставлены под мушкет. Девять десятых государственного дохода тратилось на то, чтобы превратить Россию в военную державу".
Или так: "Фехтованию гвардейцев я обучал недолго. Царь Петр Алексеевич скоро одумался, не захотел, чтобы дворяне друг друга на поединках дырявили. Ни к чему государю, чтобы офицеры о чести задумывались. Много о себе понимать начнут".
Как всегда, я обращала большое внимание на высказывание героев о политическом строе в России и в других странах, люблю, что они заставляют призадуматься...
"Смута получилась бестолковая, как на Руси испокон веку бывало. Орать орут, а сами все наверх глядят, на власть уповают. Пусть войдет в беды, пусть накажет виновных начальников, а нас, сирых, пожалеет да одарит. Ибо с молоком всосано: власть - она отеческая, от Бога. Родитель, он ведь тоже, бывает, и самодурствует, и до белой горячки упивается, а все ж таки отец есть отец,. Зла своему дитятке не хочет. Когда хворостинкой посечет, а когда и пожалует".
Кто остался мне непонятым, так это Петя Зеркалов, аутист, художник, экстрасенс... Так я и не разгадала, какую роль он выполняет в книге, кроме чисто функциональной - спасает Василису, лечит Илью, дает надежду отцу-злодею... Добрый он или злой? Что его интересует, кроме возможности рисовать?...
Конец предсказуем, но от этого не становится неинтересным. 
Так что я получила немалое удовольствие от чтения. Рекомендую!

Комментариев нет:

Отправить комментарий