воскресенье, 6 января 2019 г.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Найти время на чтение очень трудно бывает. И дело даже не в том, что времени мало. Хотя это важно. Но ведь когда оно, это время, появляется, с ним вместе появляются соблазны.

Красивые картинки на Pinterest. Посты и фотографии в Инстаграме. Беседа на Фейсбуке. Блоги коллег. У меня еще добавляются интернет-магазины, люблю рассматривать там различные товары и читать отзывы покупателей.  Ну да, #девочкитакиедевочки, косметику и красивую одежду я люблю ;)

То есть да, я читаю, но совсем не то, что нужно. И вот это "нужно"...
Кому нужно?
Кому и что я пытаюсь доказать, читая художественную литературу?
Как часто я видела непонимание в глазах знакомых, когда начинала рассуждать о книгах. Когда к слову пришлось, конечно. И мои знакомые, не читающие книги, успешные и достаточно влиятельные люди, умные и куда лучше меня социально адаптированные, с недоумением начинали в этот момент меня рассматривать. Словно столкновение интересов :)
А я просто делаю то, что мне нравится... Одним - кататься на лыжах, другим - посещать спортзал, третьим - вышивать крестиком... И так далее.
 Я люблю читать.
Вот уже действительно, как сказал Даниэль Пеннак - "бессмысленный подвиг".
И да, агитировать  читать взрослых - дело неблагодарное. Но вот агитировать читать детей - необходимо. Пусть они не вырастут читающими взрослыми, но фундамент будет построен. А там уже - хоть ажурный дворец, хоть неприступный замок, хоть деревянный домик - все будет прочным. Понятие о добре и зле, чести и справедливости, понимание законов жизни общества, выбор собственной позиции - вот что дают художественные книги. Классические. Пусть текст не запомнится детям, но семена, посеянные мудрым автором, прорастут. У кого в дерево, у кого в чахлый росточек. Но прорастут.

Не писала я о прочитанном очень долго. Не потому, что не читала. Читала, но вот именно на письме время экономила.
Жалею, что не записывала то, что читала. Сейчас все не вспомню.

Но вот больше всего запомнилась "Война и мир" Л.Н. Толстого. Да-да, набившее многим оскомину и даже не прочитанное многими в школе произведение - для меня одно из любимых.

Думаю, что писать содержание романа Льва Толстого не имеет смысла. Все его читали или делали вид, что читали. Я не отношу себя к поклонникам Толстого, но "Войну и мир" люблю. И читала его три раза. В школе, в университете и вот недавно совсем. Перечитала и подумала - как же удивительно созданы такие бессмертные произведения, что в каждом возрасте ты находишь в них что-то свое, особенное, словно герои и события растут и меняются вместе с тобой.

Иногда слышу разговоры, что в школе изучать роман Толстого не надо, дети все равно не читают, не понимают, не проникаются, особенно современные.

Мой сын читал его тяжело, хотя читать он любит.

Я сама прочитала его в школе не скажу, чтобы с удовольствием, но прочитала, особенно обращая внимание на сцены "Мир".
Муж мой, который в школе не слишком жаловал литературу, роман тоже прочитал будучи школьником, обращая внимание на "Войну" и иногда пропуская "Мир".
Сказал, что говорят, говорят, а все ни о чем :)
Вот и была у нас дискуссия - как вести светский разговор так, чтобы всем было приятно и при этом ничего существенного не сказать. Это ведь тоже - умение :)

И даже если вы читали "Войну и мир" в школе, я твердо убеждена, что читать эту книгу надо еще раз, но уже будучи взрослым. Просто избавиться от:
 1. страха "многобукафф";
2. предубеждения - "тягомотина".

В этот раз мое отношение к некоторым героям поменялось просто на диаметрально противоположное. А что поделать, я выросла, а роман дал мне это заметить :)

Одно осталось неизменно - я не люблю Наташу Ростову. Так же, как и Анну Каренину, которую так не смогла полюбить. Мне нравятся люди, живущие сердцем, но пусть они живут где-нибудь далеко от меня, на страницах книги, например.

Несколько цитат, хотя для меня у Толстого трудно выбрать цитаты, но все-таки:

"...влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез..."

"... в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, — манера презрительного сознания своего превосходства".

"Источник блаженства не вне, а внутри нас..."

"До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, — говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них."

"Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его..."

Люблю Быкова, бывает очень даже нетривиально.
Анализ романа Дмитрием Быковым

Удивительная книга "Война и мир", повторюсь еще раз. При перечитывании герои растут вместе со мной. Они меняются в зависимости от того, в каком возрасте я нахожусь.
Они живут по тем законам общества, которые так точно и выпукло описал Толстой, но которые я открыла для себя не так давно. Эх, читала бы я внимательнее эту книгу в 18 лет, избежала бы многих ошибок :)
Интересно, как я буду чувствовать, когда прочитаю "Войну и мир" в 60?
.
А вы - перечитываете когда-то прочитанные книги?

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Я перечитываю те книги, которые произвели на меня особое впечатление. " Войну и мир" кусками перечитываю каждый год, потому что каждый год, сколько уже работаю учителем литературы, изучаю его учащимися) Вот и в этом году новый семестр для трёх моих групп начнётся с изучения этого романа.

    ОтветитьУдалить
  2. Эльвира Ульфатовна, как трогательно Вы пишете о чтении, обо всех этих ростках и росточках. Вы абсолютно правы. Во всём. Научить читать - полдела. Дело, когда ребёнок продолжит чтение. И необязательно школьной литературы. Намеренно не пишу - классику. Это понятие многомерное.
    А вот "Война и мир" мной была прочитана полностью уже тогда, когда я работала учителем. С удовольствием прочитаны сцены войны. А третий том так вообще любимый.
    Наташу Ростову не люблю и я. Марья Болконская - вот любимая героиня. Не могу сказать, что люблю перечитывать. Отрывки - приходится. ПризнАюсь: устала от ежегодных "Войн и миров"... Почитаю новенькое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вам, учителям литературы, классику ПРИХОДИТСЯ перечитывать. Вообще все, что несет на себе гнет обязательств, воспринимается иначе, чем когда в удовольствие.
      Поэтому я люблю заходить к Вам в блог - тоже люблю новенькое :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Как мне знакомо то, о чем Вы пишите (отношение не-или мало-читающих знакомых к чтению, к разговорам о книгах), и рассуждения о пользе чтения для формирующейся личности - очень верные.
    "Войну и мир" читала в юности с упоением, но честно - сцены войны - по диагонали))
    Надо бы перечитать. А мой отец (ему сейчас 84 года) два года назад потерял зрение, постоянно слушает аудиокниги, сейчас - "Войну и мир". Раньше конечно читал, спрошу его - как изменилось восприятие.

    ОтветитьУдалить