Честно скажу, с трудом дочитала. И не потому, что бесполезное чтение или неинтересно, а скорее потому, что отличается наша система образования от американской, наш стиль изложения от американского и менталитет у нас разные. Слово «стратегия» каждый раз резало мне слух и глаз, потому что мы вкладываем в это понятие не тот смысл.
Но если вы подумали, что я ничего не почерпнула из этой книги, то могу разуверить – чтение очень и очень полезное!
Жаль, что «Мастерство учителя» не попало мне в руки раньше. Вот хотя бы слова: «Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах еще долго звучали высокие слова. И эти слова вдохновляли меня на то, чтобы стать хорошим педагогом: «Всегда возлагайте на учащихся большие надежды», «Каждый день ожидайте от учеников как можно большего», «Учите детей, а не излагайте учебный материал». И каждый раз я испытывал
прилив вдохновения, чувствовал себя готовым на новые свершения — до тех пор, пока на следующее утро не приходил в школу. Тут я обычно спрашивал себя: «Ну и как именно это осуществить? Что мне надо сделать в 8:25 утра, чтобы продемонстрировать ученикам, как многого я от них жду?»» Разве вы не задавали себе этот вопрос в начале вашего пути и не задаете его себе сейчас? Опыт учителей, которым делится Дуг Лемов, бесценен не только на заре педагогической деятельности. Те самые мелочи, которые не играют решающей роли, потому что решают все, раскрыты детально. Вот, например, фраза, которую учитель произносит несколько раз в день: «Дети, будьте внимательны…» И как детям понять, что они внимательны? «Что значит быть внимательным? Это выполнение четких, конкретных, последовательных и наблюдаемых инструкций». Гениально! Или, например: «Больше того, если ребенок сразу же уверенно тянет руку, ему, как правило, бывает очень полезно подумать еще немного». Как побудить его сделать это? Дуг Лемов дает вполне дельные советы. Или еще: «Фраза «Чарльз, если ты сейчас же не сядешь прямо, я вынужден буду оставить тебя после уроков» вполне четко обнаруживает ваши опасения, что Чарльз вас ослушается». Постоянно пытаюсь донести мужу, что делая замечание, нельзя угрожать сразу! Это проигрышный вариант, и заставлять сына слушаться таким образом не стоит. А как часто вы произносите что-то подобное в классе? «Учите детей поступать правильно, а не просто устанавливайте дисциплинарные меры на случай, если они поступают неправильно». «Но какой бы путь вы ни выбрали, первым делом начните сами предельно серьезно относиться к своим командам. Если вы о чем - то просите, дети обязаны это выполнить» - занесла в свой блокнот! «Помните, что учитель, который ищет и находит возможности практиковать учеников в выполнении своих требований в моменты, не связанные с коррекцией поведения, резко повышает вероятность полного послушания, когда в классе возникают проблем- мы с поведением» Мне показалось, что книга адресована больше учителям начальной школы и среднего звена (5-6 класс). Для более взрослых детей надо что-либо другое… Но это только мое мнение, со старшеклассниками никогда не работала. Это адресовано всем, не только учителям: «У большинства людей есть желание победить, но лишь очень немногим хватает сил и желания подготовиться к победе». Знаете, где была эта фраза? О подготовке к уроку! Вот почему эту книгу надо читать всем! Лемов не раз говорит о том, что Стандарты своего предмета учитель должен знать назубок, постоянно сверяя с ними результаты своей работы. «Не слишком усердные ученики быстро понимают, что слова «не знаю» обычно весьма эффективно избавляют их от необходимости трудиться вместе с классом». Есть у вас такие дети? Хотите знать, как бороться с такими лодырями и хитрецами? «Убежденность в том, что преподаваемый вами материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество» - о том, что важны все темы и уроки вашего предмета! А прочитав вот эту фразу: «Если ребенка наказывают по непонятным ему причинам, наказание кажется ему случайным и необоснованным. Согласно исследованиям психологов, усвоенная беспомощность — то есть отказ от выполнения задачи по причине того, что человек уверен, будто его выбор и действия на самом деле ничего не меняют, — как правило, бывает следствием восприятия дисциплинарных мер как чего-то случайного и бессистемного», подумала о некоторых своих детях, которые уже на первом году обучения не могли выполнять элементарные действия на уроке с классом. Я еще и наказывать-то не начала, малы ведь. Надо будет обсудить систему наказаний и дисциплинарных мер в семье на родительском собрании, это ведь оттуда ветер дует! Очень подробно Дуг Лемов останавливается на развитии у детей умения читать. Осмысленно читать. «Наш уровень интеллекта во многом определяется тем, что мы прочли и читаем». «Мы — то, что мы читали и как мы это делали, и ни один другой вид деятельности не обладает столь мощным потенциалом развития личности и не имеет такого большого воспитательного значения». Навыки, которые помогут ученикам извлекать наибольшую пользу от прочитанного: «Декодирование текста — процесс расшифровки письменного текста с целью иден- тификации составляющих его слов. Беглость чтения — данное понятие предполагает автоматизм, то есть способность читать с высокой скоростью, в сочетании с экспрессией, то есть способностью группировать слова во фразы, передавая их смысл и выделяя интонационно. Лексический запас — словарная база ученика: сколько слов и насколько хорошо он знает. Понимание текста — какую часть написанного или напечатанного текста понима- ет ученик». Многие из приемов развития этих навыков хорошо знакомы учителю начальной школы, к тому же и добавить мы можем не меньше. Но я все равно внимательным образом прочитала эту главу, отмечая себе интересные моменты. Очень понравилась фраза о самооценке школьника, над которой мы так трясемся: «Рой Баумайстер в своей замечательной статье «Переосмысление самооценки…» наглядно показал: у нас нет практически никаких доказательств того, что повышение самооценки вообще должно быть целью школьного образования. Самое большее, что можно сказать по этому поводу, — то, что самооценка определенным образом связана с достижениями (но не является их причиной). Иными словами, если учащиеся делают успехи, они верят в себя, а никак не наоборот». Поддерживаю! Итог – книгу читать обязательно! И читать осмысленно! Подвергая критике то, что вызывает сомнение (а таких мест не мало). И самое главное – учитель-мастер, по Лемову (и не только) – это тот, кто тщательно планирует свой урок, сберегая каждую драгоценную минуту, продумывая вопросы и ответы детей на них.
Т.е. – ПОДГОТОВКА! КОНСПЕКТ! ПЛАН! И тогда – Дуг Лемов вам в помощь!
Жаль, что «Мастерство учителя» не попало мне в руки раньше. Вот хотя бы слова: «Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах еще долго звучали высокие слова. И эти слова вдохновляли меня на то, чтобы стать хорошим педагогом: «Всегда возлагайте на учащихся большие надежды», «Каждый день ожидайте от учеников как можно большего», «Учите детей, а не излагайте учебный материал». И каждый раз я испытывал
прилив вдохновения, чувствовал себя готовым на новые свершения — до тех пор, пока на следующее утро не приходил в школу. Тут я обычно спрашивал себя: «Ну и как именно это осуществить? Что мне надо сделать в 8:25 утра, чтобы продемонстрировать ученикам, как многого я от них жду?»» Разве вы не задавали себе этот вопрос в начале вашего пути и не задаете его себе сейчас? Опыт учителей, которым делится Дуг Лемов, бесценен не только на заре педагогической деятельности. Те самые мелочи, которые не играют решающей роли, потому что решают все, раскрыты детально. Вот, например, фраза, которую учитель произносит несколько раз в день: «Дети, будьте внимательны…» И как детям понять, что они внимательны? «Что значит быть внимательным? Это выполнение четких, конкретных, последовательных и наблюдаемых инструкций». Гениально! Или, например: «Больше того, если ребенок сразу же уверенно тянет руку, ему, как правило, бывает очень полезно подумать еще немного». Как побудить его сделать это? Дуг Лемов дает вполне дельные советы. Или еще: «Фраза «Чарльз, если ты сейчас же не сядешь прямо, я вынужден буду оставить тебя после уроков» вполне четко обнаруживает ваши опасения, что Чарльз вас ослушается». Постоянно пытаюсь донести мужу, что делая замечание, нельзя угрожать сразу! Это проигрышный вариант, и заставлять сына слушаться таким образом не стоит. А как часто вы произносите что-то подобное в классе? «Учите детей поступать правильно, а не просто устанавливайте дисциплинарные меры на случай, если они поступают неправильно». «Но какой бы путь вы ни выбрали, первым делом начните сами предельно серьезно относиться к своим командам. Если вы о чем - то просите, дети обязаны это выполнить» - занесла в свой блокнот! «Помните, что учитель, который ищет и находит возможности практиковать учеников в выполнении своих требований в моменты, не связанные с коррекцией поведения, резко повышает вероятность полного послушания, когда в классе возникают проблем- мы с поведением» Мне показалось, что книга адресована больше учителям начальной школы и среднего звена (5-6 класс). Для более взрослых детей надо что-либо другое… Но это только мое мнение, со старшеклассниками никогда не работала. Это адресовано всем, не только учителям: «У большинства людей есть желание победить, но лишь очень немногим хватает сил и желания подготовиться к победе». Знаете, где была эта фраза? О подготовке к уроку! Вот почему эту книгу надо читать всем! Лемов не раз говорит о том, что Стандарты своего предмета учитель должен знать назубок, постоянно сверяя с ними результаты своей работы. «Не слишком усердные ученики быстро понимают, что слова «не знаю» обычно весьма эффективно избавляют их от необходимости трудиться вместе с классом». Есть у вас такие дети? Хотите знать, как бороться с такими лодырями и хитрецами? «Убежденность в том, что преподаваемый вами материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество» - о том, что важны все темы и уроки вашего предмета! А прочитав вот эту фразу: «Если ребенка наказывают по непонятным ему причинам, наказание кажется ему случайным и необоснованным. Согласно исследованиям психологов, усвоенная беспомощность — то есть отказ от выполнения задачи по причине того, что человек уверен, будто его выбор и действия на самом деле ничего не меняют, — как правило, бывает следствием восприятия дисциплинарных мер как чего-то случайного и бессистемного», подумала о некоторых своих детях, которые уже на первом году обучения не могли выполнять элементарные действия на уроке с классом. Я еще и наказывать-то не начала, малы ведь. Надо будет обсудить систему наказаний и дисциплинарных мер в семье на родительском собрании, это ведь оттуда ветер дует! Очень подробно Дуг Лемов останавливается на развитии у детей умения читать. Осмысленно читать. «Наш уровень интеллекта во многом определяется тем, что мы прочли и читаем». «Мы — то, что мы читали и как мы это делали, и ни один другой вид деятельности не обладает столь мощным потенциалом развития личности и не имеет такого большого воспитательного значения». Навыки, которые помогут ученикам извлекать наибольшую пользу от прочитанного: «Декодирование текста — процесс расшифровки письменного текста с целью иден- тификации составляющих его слов. Беглость чтения — данное понятие предполагает автоматизм, то есть способность читать с высокой скоростью, в сочетании с экспрессией, то есть способностью группировать слова во фразы, передавая их смысл и выделяя интонационно. Лексический запас — словарная база ученика: сколько слов и насколько хорошо он знает. Понимание текста — какую часть написанного или напечатанного текста понима- ет ученик». Многие из приемов развития этих навыков хорошо знакомы учителю начальной школы, к тому же и добавить мы можем не меньше. Но я все равно внимательным образом прочитала эту главу, отмечая себе интересные моменты. Очень понравилась фраза о самооценке школьника, над которой мы так трясемся: «Рой Баумайстер в своей замечательной статье «Переосмысление самооценки…» наглядно показал: у нас нет практически никаких доказательств того, что повышение самооценки вообще должно быть целью школьного образования. Самое большее, что можно сказать по этому поводу, — то, что самооценка определенным образом связана с достижениями (но не является их причиной). Иными словами, если учащиеся делают успехи, они верят в себя, а никак не наоборот». Поддерживаю! Итог – книгу читать обязательно! И читать осмысленно! Подвергая критике то, что вызывает сомнение (а таких мест не мало). И самое главное – учитель-мастер, по Лемову (и не только) – это тот, кто тщательно планирует свой урок, сберегая каждую драгоценную минуту, продумывая вопросы и ответы детей на них.
Т.е. – ПОДГОТОВКА! КОНСПЕКТ! ПЛАН! И тогда – Дуг Лемов вам в помощь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий