Когда-то у Дуга Лемова я читала "Мастерство учителя". Книга, несомненно полезная для педагогов, в которой собраны инструменты воздействия на учеников на уроке, приемы обеспечения дисциплины и послушания в классе. Приемы классифицированы и каждому дано название, что позволяет легко ввести их в свою практику. Почему пишу сначала об этой книге? Потому что в книге "От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений" Дуг Лемов постоянно ее упоминает, обращается к этим приемам для примера того, как надо тренировать умение.
В книге, помимо введения и заключения, 6 глав, в которых говорится о 42 правилах эффективных тренировок.
Автор постоянно приводит в пример спортивные тренировки. Конечно, где, как не здесь, постоянно шлифуются навыки и умения. И хотя иногда пример казался притянутым за уши, со справедливостью многих суждений нельзя не согласиться.
Вот например, такая ситуация...
Сравнение с футбольной тренировкой, где группа подростков должна выполнить определенный ряд упражнений (провести мяч через ряд конусов, запустить его под скамейкой, вести мяч от ноги к ноге, отработать удары по воротам) и при этом усвоить несметное количество навыков. Прекрасная тренировка, на которой дети трудятся как пчелки, но при тщательном разборе выясняется, что все усилия юных футболистов никогда не приведут их к вершинам мастерства.
При детальном анализе выясняется, что дети просто много раз повторяют неправильные действия.
Автор постоянно говорит о том, что меньший объем обучения высокого качества дает более весомые результаты, чем огромное число некачественных тренировок. По-моему, банальная истина, но почему она так часто нарушается и как этого избежать? Именно этому и учит книга "От знаний к навыкам".
Упражнения для эффективных тренировок (приведу несколько):
Запрограммируйте себя на успех.
Что бы вы ни заучивали и чему бы вы ни учили, тренировка должна проходить правильно. Для этого существуют два правила:
1. Эффективное преподавание предполагает постоянное внимание к прогрессу учеников. Для этого придется коренным образом поменять мышление и воспринимать результаты учеников как объективную реальность.
2. Нельзя стремиться удвоить сложность в надежде, что это резко ускорит обучение.
Тренируйте двадцать процентов из ста.
Как выявить эти 20 процентов? Лучшим источником будут объективные показатели, ваш собственный опыт или даже "мудрость толпы".
После этого - составить план действий, разработать качественные упражнения для каждого навыка из уже знакомых нам 20 процентов, причем следует учитывать, что со временем задачи будут усложняться.
Сначала тело, потом - голова.
Чтобы заставить подчиненных адекватно реагировать на сложные ситуации, не просите их проявлять спокойствие сознательно. Лучше обучите их правильной реакции, чтобы она включалась автоматически.
Раскройте творческие способности с помощью повторения
Чтобы справиться с приземленными вещами, нужно знать их назубок. Повторение порождает размышление, которое, в свою очередь, приводит к озарению.
Вместо намерений сформулируйте цель
Точно сформулировав конечный результат, вы яснее понимаете, что игрок умеет и насколько эффективно обучение, а также можете устанавливать высокие стандарты: упражнение не выполнено. пока не добьемся результата восемь из десяти.
Шлифуйте "светлые пятна"
Когда ученик говорит, что уже что-то усвоил, это всего лишь попытка избежать дальнейших тренировок.
Не путайте тренировку и репетицию
У репетиции и упражнения есть ряд неочевидных, но важных отличий. Например, у них разные цели: упражнение развивает конкретное умение, а репетиция его оценивает и готовит к реальной жизни.
Это только первая часть из 42 упражнений, которые мне особенно понравились.
Закончу цитатами из книги:
"... лучшие упражняются чаще других".
"Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей".
Конечно, к манере изложения материала американскими учителями надо привыкнуть, иногда она немеренно раздражает :) Есть спорные моменты, есть над чем подумать... Но в целом книга оставила у меня положительные впечатления. Но на мой взгляд, это потому что я - учитель, и Дуг Лемов - учитель. Подойдет ли она людям других профессий, ведь в заголовке амбициозно сказано: "Универсальные правила эффективной тренировки любых умений" - вопрос.
P.S. Кстати, книгу я приобрела после прочтения отзыва +Maria Sonina. Вот умеет же человек мотивировать других! Наверное, потому что умеет мотивировать себя все время становиться лучше :) Специально делаю здесь ссылку на ее отзыв, чтобы и самой потом долго не искать.
В книге, помимо введения и заключения, 6 глав, в которых говорится о 42 правилах эффективных тренировок.
Автор постоянно приводит в пример спортивные тренировки. Конечно, где, как не здесь, постоянно шлифуются навыки и умения. И хотя иногда пример казался притянутым за уши, со справедливостью многих суждений нельзя не согласиться.
Вот например, такая ситуация...
Сравнение с футбольной тренировкой, где группа подростков должна выполнить определенный ряд упражнений (провести мяч через ряд конусов, запустить его под скамейкой, вести мяч от ноги к ноге, отработать удары по воротам) и при этом усвоить несметное количество навыков. Прекрасная тренировка, на которой дети трудятся как пчелки, но при тщательном разборе выясняется, что все усилия юных футболистов никогда не приведут их к вершинам мастерства.
При детальном анализе выясняется, что дети просто много раз повторяют неправильные действия.
Автор постоянно говорит о том, что меньший объем обучения высокого качества дает более весомые результаты, чем огромное число некачественных тренировок. По-моему, банальная истина, но почему она так часто нарушается и как этого избежать? Именно этому и учит книга "От знаний к навыкам".
Упражнения для эффективных тренировок (приведу несколько):
Запрограммируйте себя на успех.
Что бы вы ни заучивали и чему бы вы ни учили, тренировка должна проходить правильно. Для этого существуют два правила:
1. Эффективное преподавание предполагает постоянное внимание к прогрессу учеников. Для этого придется коренным образом поменять мышление и воспринимать результаты учеников как объективную реальность.
2. Нельзя стремиться удвоить сложность в надежде, что это резко ускорит обучение.
Тренируйте двадцать процентов из ста.
Как выявить эти 20 процентов? Лучшим источником будут объективные показатели, ваш собственный опыт или даже "мудрость толпы".
После этого - составить план действий, разработать качественные упражнения для каждого навыка из уже знакомых нам 20 процентов, причем следует учитывать, что со временем задачи будут усложняться.
Сначала тело, потом - голова.
Чтобы заставить подчиненных адекватно реагировать на сложные ситуации, не просите их проявлять спокойствие сознательно. Лучше обучите их правильной реакции, чтобы она включалась автоматически.
Раскройте творческие способности с помощью повторения
Чтобы справиться с приземленными вещами, нужно знать их назубок. Повторение порождает размышление, которое, в свою очередь, приводит к озарению.
Вместо намерений сформулируйте цель
Точно сформулировав конечный результат, вы яснее понимаете, что игрок умеет и насколько эффективно обучение, а также можете устанавливать высокие стандарты: упражнение не выполнено. пока не добьемся результата восемь из десяти.
Шлифуйте "светлые пятна"
Когда ученик говорит, что уже что-то усвоил, это всего лишь попытка избежать дальнейших тренировок.
Не путайте тренировку и репетицию
У репетиции и упражнения есть ряд неочевидных, но важных отличий. Например, у них разные цели: упражнение развивает конкретное умение, а репетиция его оценивает и готовит к реальной жизни.
Это только первая часть из 42 упражнений, которые мне особенно понравились.
Закончу цитатами из книги:
"... лучшие упражняются чаще других".
"Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей".
М. Барбер
Конечно, к манере изложения материала американскими учителями надо привыкнуть, иногда она немеренно раздражает :) Есть спорные моменты, есть над чем подумать... Но в целом книга оставила у меня положительные впечатления. Но на мой взгляд, это потому что я - учитель, и Дуг Лемов - учитель. Подойдет ли она людям других профессий, ведь в заголовке амбициозно сказано: "Универсальные правила эффективной тренировки любых умений" - вопрос.
P.S. Кстати, книгу я приобрела после прочтения отзыва +Maria Sonina. Вот умеет же человек мотивировать других! Наверное, потому что умеет мотивировать себя все время становиться лучше :) Специально делаю здесь ссылку на ее отзыв, чтобы и самой потом долго не искать.
Эльвира Ульфатовна, рада, что мой отзыв открыл для Вас ещё одну полезную книгу. А вот я, хотя и не жалею о чтении книг Дуга Лемова, очень сдержанно отнеслась к его методике. Хотя книги сразу нескольких зарубежных авторов по педагогике (уже месяц читаю очередную) вызвали восхищение, дали много идей для моей педагогической деятельности.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мария Николаевна! Иногда мой интернет подводит меня, точно помню, что отвечала на Ваш комментарий, но его почему-то нет :( Ну и ладно, напишу Вам другой. Как раз только что прочитала про Вашу очередную полезную книгу Современное обучение, и хотя мой лимит книжных покупок давно исчерпан, положила ее в корзину на Ozon, не удержалась. Спасибо Вам за мотивацию и удачи в очередной #АдскаяНеделя !
Удалить